E-kart. Первый электрокарт в России ч.2

Описав в предыдущем посте проблемы, которые нам удалось решить, и которые находятся на стадии доработки, решил отойти от технической части и описать карт с эмоциональной точки зрения.

a557f0as-960

Первое, что замечаешь, взявшись за руль электрокарта, ‒ отсутствие вибрации. Многим любителям бензинового карта знакома дрожь в руках после продолжительного заезда. E-kartэтого недостатка полностью лишен.

Рулевое управление устроено так, что при входе в поворот одно из колес приподнимается, и карт едет на трех колесах, что придает большую плавность повороту и требует меньших физических усилий от пилота. Об устойчивости на трассе судить могут лишь профессиональные пилоты, но с уверенностью можно сказать, что управлять электрокартом — одно удовольствие, ощущения… как будто пересел из дребезжащих Жигулей в Мерседес.

Почему-то спорным вопросом для большинства является шум. Многие картингисты утверждают, что не представляют себе езду без ревущего сзади мотора. Тут следует справедливости ради отметить, что все-таки абсолютно бесшумным является только карт с ременной передачей. Использование цепи, является и более надежным и придает машине тоже шум, просто своеобразный.

Приятным дополнением для любителей картинга является наличие реверса. В случае, если участник гонки врезался в ограждение, больше нет необходимости ждать помощи обслуживающего персонала. Теперь посредством тумблера, расположенного на передней панели, водитель может элементарно перевести электропривод в реверс и самостоятельно отъехать назад.

b2b7f0as-960

Приборная панель

Лично меня очень угнетало всегда, когда приходилось останавливаться по такой причине и гонка была потеряна. Однако, у прокатчиков спорный взгляд на это преимущество. Среди них есть мнение, что неадекватный клиент начнет злоупотреблять этой функцией и будет ездить задним ходом во время гонки.

ca77f0as-960

На решение каких-то проблем мы тратим дни, недели и даже годы. А бывает и так, что решение приходит само собой, неожиданно.

f6b078as-960

Так получилось, что при настройке контроллера необходимо было на одном из этапов сбросить настройки на заводские уставки. Отладив ту часть, над которой велась работа, мы поехали опробовать машину. По ходу дела выяснилось, что забыли переключить временную траекторию разгона с линейной на ступенчатую. Проще говоря, при нажатии газа «в пол», теперь машина выдавала не резко весь свой момент, а постепенно, по линейной характеристики. Конечно динамика начала страдать. Однако, прокатчики были довольны таким положением дел. Во первых, уменьшились нагрузки на цепь и шасси, что определенно увеличит срок их службы.

13b078as-960

Но самое главное, существенно увеличился запас хода. Мы откатали приблизительно 40 минут, а батареи при этом разрядились лишь наполовину. И это при том, что в итоге карт мощностью 6,8 л.с. ехал на уровне прокатного карта 9 л.с.

41b078as-960

Возник вопрос с рекуперацией. Появилось предложение включать её автоматически при отпускании педали газа. Технически в этом нет ничего сложного, вопрос заключается в балансе интенсивности торможения. Если поставить слишком большой ток торможения, то машина будет останавливаться слишком резко. В противном случае смысл такого режима теряется…
В общем силовая часть показала себя на деле. Теперь нужно произвести более точную настройку. Подробности в следующих постах)

cfb078as-960

Удовлетворить прокатчика или пилота? Вопрос не простой. С одной стороны хочется подарить пилоту незабываемые впечатления. С другой — принести прибыль прокатчику. Есть два крайних варианта на примере машины 5 кВт. Первый: высочайшая динамика, максимальная скорость 60 км/ч, запас хода на одном заряде 20 мин. Второй — динамика чуть выше, чем у бензинового карта той же мощности, максимальная скорость 40 км/ч, запас хода на одном заряде более 40 мин. Баланс между этими вариантами реализуется программно и посредством подбора механической передачи. То есть на одном и том же силовом оборудовании мы можем получить и такую и такую машину. На стоимости данные настройки никак не сказываются.

2783f4as-960

Профессиональные пилоты, конечно, будут за первый вариант. Но мы провели эксперимент. Дали на растерзание машину с уменьшенными характеристиками обычным любителям картинга. Машина проездила более 40 минут на одном заряде. Возникает вопрос. Так может, так и оставить?)

5443f4as-960

Экономика. Первая реакция, которую мы получили, запустив наш проект: «почему так дорого?». Да. Вопрос справедливый. При почти полном отсутствии стильного дизайна цена, конечно, «кусается». Но давайте разбираться.
Во-первых, так или иначе, электрическая тяга будет в любом случае дороже бензиновой. Природу не обманешь, и за преимущества в виде динамики разгона, реверса и бесшумности надо платить. Однако возникает вопрос — сколько именно целесообразно переплачивать, и как скоро окупятся эти вложения? Здесь удобнее всего провести сравнительный анализ с европейскими аналогами. Так, наиболее известный западный производитель предлагает самый дешевый карт с более интересным дизайном за 6700 евро. По ходовым характеристикам он ни чем не уступает нашей модели. Но с учетом того, что в нем используются свигнцовые АКБ, ресурс которых не превышает 400 циклов, стоимость замены батарей за 4 года будут существенными. Западные карты на базе LiFePo4 АКБ стоят как минимум в два раза дороже.

Что дешевле «заправлять»: бензиновый карт или его электрический аналог?
За шесть заездов по 10 минут, или час непрерывной езды, электрокакарт потребляет 6 кВт*ч. При средней стоимости электроэнергии 3 р за кВт*ч, час эксплуатации карта обойдется владельцу в 18 руб. Для сравнения бензиновый карт на базе двигателя Honda за час езды потребляет 1,8 л бензина, что в пересчете на рубли составляет 58 р. Разница очевидна.

80e9c8as-960

Окупятся ли такие вложения?
Стоимость проката электрокарта за 10 мин. можно выставить на 30…40% больше, чем карта с ДВС. За счет большого ресурса оборудования карт может активно эксплуатироваться до 4 лет и более без замены оборудования. Количество циклов заряда аккумуляторов 5 тыс. Одного заряда хватит на три полноценных заезда. Следовательно электрокарт рассчитан на 15 тыс. заездов по 10 мин. E-Kart, проигрывая по дизайну, но не проигрывая по ходовым характеристикам, обойдется потребителю в 2…2,5 раза дешевле зарубежных аналогов.

Наконец, рассмотрим главный вопрос. Что дешевле в эксплуатации — бензиновый или электрокарт. Как мы определились выше, «заправка» электромашины обходится дешевле. Но как обстоит дело с амортизацией оборудования? В бензиновом картинге двигатель служит максимум два года. Эксплуатация электрокарта обойдется дешевле. Достигается это за счет большего ресурса электрооборудования.

fae9c8as-960

И последнее. Мы, имея возможность, выполнить карт с минимальным временем зарядки 30 минут, все таки по умолчанию оставляем медленную зарядку. Здесь решать заказчику. Но на наш взгляд пики нагрузки можно решить съемными аккумуляторами, и это обойдется дешевле, чем приобретать трехфазное зарядное устройство, способное выдать 80 А для быстрой зарядки по стоимости, близкой к стоимости самого карта.

35e9c8as-960

Результаты тестовых заездов по прямой. Измерения получены по спутникам GPS. (Тестировался карт с запасом хода порядка 40 минут. При использовании меньшего передаточного числа механической передачи скорость может быть увеличена примерно вдвое, запас хода на одном заряде в этом случае составит 20 минут).

Длина трассы — 928 м;
Время заезда — 1:48 мин;
Максимальная скорость — 61,2 км/ч;
Средняя скорость — 30,9 км/ч.

gTlX5MOdAQYW79EkKxfJU4

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *