Как экономить на топливе в кризис?

rzY7I2rNaB0

С ростом цен на топливо все больше владельцев автомобилей задумывается о том, как сократить расходы на эксплуатацию своего автомобиля. Монополизированный рынок добычи и переработки нефти в России ведет к стремительному повышению цен на бензин, дизельное топливо и масла вне зависимости от реальных цен на добываемое сырьё.

Между тем, в 2008 году «РАО ЕС России» прекратила свое существование и сепарировалась на несколько частных компаний. Конкурентная среда и отсутствие монополии в отрасли привело к созданию нормальных экономических условий на рынке генерации электроэнергии и электроснабжения, что в итоге способствовало формированию адекватных, не завышенных цен на электроэнергию для конечного потребителя. Обратите внимание, что при общем уровне инфляции порядка 35%, повышение цен на электроэнергию за последние три года составило не более 5%. Для физических лиц в среднем по регионам России цена на электроэнергию колеблется от 2,5 до 4 р/кВт*ч. Учитывая вышеописанную идею структуры рынка электроэнергии, маловероятно, что данная ситуация будет иметь негативную тенденцию развития.

Такое положение дел заставляет автовладельца задуматься о переходе на электротягу, приобретении электромобиля. Дополнительным стимулом к принятию такого решения с экономической точки зрения является снижение расходов на техническое обслуживание автомобиля, а именно: отсутствие необходимости замены масла, топливных фильтров, аккумуляторов (в привычном понимании), ремней ГРМ и прочего.

Пожалуй, одними из первых вопросов, которые встают при возникновении такой мысли является стоимость приобретения электромобиля и организация процесса зарядки.

Конечно, у человека, не интересующегося рынком электротранспорта сложился стереотип о том, что в мире есть только один нормальный электрокар Tesla Model S, который стоит более 4 млн. р. и поэтому нет смысла даже пытаться вести расчет экономической окупаемости перехода на электротягу. На самом деле, вопрос стоит рассматривать гораздо шире.  В статье Обзор рынка электромобилей проводится сравнение  наиболее популярных моделей на мировом рынке. Однако в данной заметке рассматриваются новые автомобили в максимальной комплектации. На деле же, к примеру, Nissan Leaf  2011 г.в. можно купить  в разных городах России от 7,5 до 11 тыс. $. Данная планка уже вполне соизмерима со стоимостью новых RIO и Solaris.

Вторым, и пожалуй, более интересным вопросом является организация процесса зарядки авто. На сегодня более-менее распространение зарядных станций для электромобилей получила сеть только в Москве. В регионах же, как привило, ситуация более плачевная, однако, постепенно начинает меняться. Опять же главным заблуждением в этом вопросе у потребителя является то, что процесс «заправки» является долгим, и тратить по полтора- два часа в день на заправке слишком неудобно. На самом же деле, если мы говорим о реальной экономии  и покупки электроэнергии по низким ценам, то целесообразнее заряжать автомобиль в «домашних» условиях.

Низкая скорость распространения зарядных станций для электромобилей обусловлена в первую очередь их высокой стоимостью. Дело в том, что здесь речь идет о «быстрой» (1,5 часа) зарядке током от 80 до 150 А, требующей дорогостоящей элементной базы преобразовательной техники. С другой стороны, абсолютно любой электромобиль может заряжаться (полностью или частично) за ночь условно малыми токами в 16 А. Такую зарядную станцию можно приобрести и установить самостоятельно. Вопрос — где её установить?

Наиболее удобным является случай, если Вы живете в собственном доме. Здесь проблем нет абсолютно никаких. Хуже, и это все-таки более распространенный случай, если Вы являетесь жителем многоквартирного дома. Тут имеется два варианта. Первый — найти единомышленников и написав соответствующую заявку в ТСЖ, установить зарядную станцию на вашем парковочном месте. Честно говоря, реальной практики таких случаев мне не известно. Второй — и, на мой взгляд, наиболее оптимальный — приобрести гараж неподалеку от дома. Стоимость данного вложения обойдется в 150…300 тыс. р. Выполнить монтаж системы электроснабжения в случае её отсутствия не составит труда как самостоятельно, так и обратившись в строительно-монтажную организацию или другим профессионалам. Как правило, имеет смысл завести в гаражный бокс трехфазную сеть. Если гараж находится на территории ГСК, проблем с этим возникнуть не должно.

Наконец, остается последний вопрос — выбор зарядной станции. Здесь выбор достаточно велик, и в данной заметке обзор таких устройств производиться не будет. Приведем лишь один пример зарядной станции ENSTO EVT050/EVT150 стоимостью 130 тыс. р. Данная станция имеет стандартный тип подключения CEE 7/4 (Schuko/Mennekes), что позволит эксплуатировать её для зарядки большинства европейских электромобилей. 

Емкость АКБ у того же Nisan Leaf составляет 24 кВт*ч. Полный заряд указанным устройством постоянным током 16 А и выходным напряжением 400 В ( т.е. при мощности зарядного устройства 6,4 кВт) можно полностью произвести за 4 часа. Таким образом, оставив на ночь автомобиль в гараже на зарядке, с утра можно гарантированно получить полностью заряженный автомобиль, запаса хода которого хватит на его эксплуатацию в течение всего дня в городских условиях.

Подытожим.

Вложения:

  • Электромобиль — 560 тыс.р.;
  • Гараж — 200 тыс.р.;
  • Монтаж системы электроснабжения — 15 тыс.р.;
  • Зарядная станция — 130 тыс.р.;
  • ИТОГО: 905 тыс.р.

Рассчитаем стоимость годовой эксплуатации при ежедневном заряде. Реально до полного разряда разряжать машину невозможно, всегда должен оставаться необходимый запас. Т.о. в сутки Вы будете потреблять из сети в среднем 20 кВт*ч ( при пробеге 150 км в день). В месяц — 600 кВт*ч. При средней стоимости электроэнергии 3 р/кВтч стоимость «заправки» составит 1800 р/месяц (пробег 4500 км). Стоимость бензина для такого пробега при среднем расходе 8 л/100 км составит:

4500 км= 45*100 км= 45*8 л= 360*36 р = 12 960 р.

Таким образом, при максимальном пробеге месячная экономия составит 11 тыс. р. Конечно, при меньшем пробеге (например, используя автомобиль только для поездок на работу и в магазин) экономия будет меньше. Однако расчет выполнен именно для максимально возможного ежедневного пробега с целью показать все возможности электромобиля.

Учитывая гораздо меньшие затраты на техническое обслуживание автомобиля, годовая экономия составит не менее 70 тыс.р. при средней активности эксплуатации. Таким образом вложенные средства окупятся менее, чем за два года. А если из расчетных вложений вычесть стоимость имеющегося у вас автомобиля, который Вы продадите, окупаемость получится меньше года.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *