Лодки на электротяге: выбираем лодочный электромотор

Среди владельцев моторных лодок очень широко распространено мнение, что лодочные электромоторы это детские игрушки и они не годятся для серьезной рыбалки.

Сразу охладим пыл и возражения владельцев бензиновых моторов, мол, электромоторы это ерунда. Нет, нет и нет, лодочные электромоторы совсем не ерунда. Просто у электромоторов совсем другая ниша и предназначение.

Это все равно, что сравнивать нож и топор, что лучше? Топор всегда мощнее, но для тонких работ мы пользуемся ножом.

Так и с лодочными электромоторами. Это тонкий инструмент для ювелирных маневров на воде при полной беззвучности. Да, у электромоторов нет такой мощности, как у их бензиновых собратьев. Да, они тихоходны. Да, не всегда на них можно идти против ветра или течения. Да, их надо подзаряжать от электрической сети. Да, аккумулятор тяжел и недешев. Все так.

Но, только на тишайшем электромоторе можно подкрасться к «окуневому котлу» не распугав полосатых хищников. Только электромотор позволяет дорожить на правильной для хищника скорости, не пугая его звуком. Только на электромоторе можно подойти к бьющему жереху, жереху который шарахается даже от плеска весел. Только на электромоторе можно тихонько подкрасться к засевшим в камышах уткам. У вас никогда не будет проблем с запахами нефтепродуктов в лодке или в авто при перевозке топлива в канистрах. И наконец, электромотор абсолютно экологичен и не загрязняет любимые наши водоемы. И, вообще, профессионалы советуют — если вы действительно рыбак, то не спорьте, какой двигатель лучше. Просто ставьте на лодку сразу два мотора — мощный ходовой бензиновый и тихий рыболовный электрический. И будет вам и рыбацкое счастье.

Но, перейдем от эмоций к конкретике и разберемся, когда действительно нужен лодочный электромотор, что он из себя представляет и как выбрать из многих десятков рыночных предложений подходящую именно вам модель.

Назначение лодочного электромотора.

В английском языке лодочный электромотор носит четкое, устоявшееся название — trolling motor. Само название — троллинговый мотор, подразумевает, что они предназначены именно для рыбалки. Но это не только ловля «на дорожку», электромотор это еще и мечта активного спиннингиста. Очень удобно облавливать небольшие заливчики, медленно передвигаясь вдоль уреза не выключая мотор. При ловле в отвес очень помогает при ветре, не надо бросать якорь. Очень хороши электромоторы при прохождении заросших участков, когда не очень погребешь веслами среди зарослей камыша.

В первую очередь электромоторы предназначены для ловли рыбы на спокойной воде небольших водоемов — озер, небольших водохранилищ, заливов, рек без сильного течения.

Электромотор предназначен, в первую очередь, как дополнительный мотор на лодках и катерах и именно для комфортной рыбалки. Без проблем передвигает лодку или катер общим весом до 1200 кг. Для малых лодок возможно использование электромотора как основного двигателя.

Ну и конечно электромотор это замена весел.

Достоинства электромоторов.

  • Мотор очень легкий, вес самого мощного не превышает 10 кг.
  • Практически бесшумный, позволяет передвигаться, не пугая рыбу.
  • Мгновенно запускается.
  • Отличная маневренность и управляемость.
  • Позволяет ходить по мелководью.
  • Почти не наматывает траву на винт.
  • Минимальные затраты на эксплуатацию.
  • Нет необходимости в подготовке к зиме.
  • Занимает минимум места в багажнике автомобиля.
  • Комплект электромотора с аккумулятором в два раза дешевле бензинового двигателя минимальной мощности.

Недостатки электромоторов.

  • Небольшой запас хода. В реальности, одной зарядки аккумулятора хватает на 1-2 дня рыбалки.
  • Невысокая скорость передвижения, не более 5-7 км/час.
  • Невозможность передвижения при сильном течении или сильном ветре.

Все вышеперечисленные недостатки присутствуют в случае использования электромотора, как основного и единственного двигателя на лодке. Если на лодке есть еще и бензиновый двигатель, то дополнительное присутствие электромотора добавит только достоинства на рыбалке.

Конструкция электромотора.

Лодочный электромотор очень долговечен и надежен. Почему? Да конструкция очень простая и ломаться особенно нечему.

В верхней части расположен электронный блок управления, позволяющий менять скорость вращения винта или включать реверс. Зачастую румпель выполнен с выдвижной телескопической ручкой, что позволяет подстраивать ее длину «под себя».

В нижней части расположен электродвигатель с насаженным на его вал напрямую винтом. Из изнашивающихся деталей здесь только щетки на электродвигателе, которые несложно заменить.

Блок управления соединяется с электродвигателем посредством ноги-штанги, которая, например, у моделей моторов фирмы Minn Kota выполнена из композиционных материалов. Ее пружинистые свойства позволяют избежать больших проблем при наезде на препятствие.

И есть у электромоторов еще одна изюминка — винт элементарно устанавливается на нужную глубину опусканием-подъемом скользящей штанги. Очень полезная вещь при прохождении мелководья или травы.

Винт

Обычно производители позиционируют двухлопастные винты электродвигателей, как «незацепляйки», абсолютно не наматывающие траву. В реальности, «абсолютно» не собирать на себя траву не получается, но действительно, собирается ее гораздо меньше, чем на винтах бензиновых моторах.

Система управления.

Возможны две принципиально разных системы управления двигателем — ручная и ножная.

Ручное управление аналогично управлению обычных подвесных бензиновых моторов — поворот направления румпелем, вращение ручки «газа» добавляет или уменьшает ход, переключая двигатель на другую рабочую скорость. Двигатели с вариаторным управлением переключают скорости плавно, без щелчков. Основное отличие от бензиновых в том, что двигатель не надо заводить, он всегда готов к движению.

А вот в электромоторах с ножным управлением все гораздо интересней. Управление поворотами, переключение скоростей и выбор режима вперед-назад осуществляется ногой при помощи педали. Управление несложное и интуитивно понятное. И зачем это надо? Обе свободные от управления мотором руки оценят любители активной ловли спиннингом.

Установка электродвигателя на лодку.

Установка электромотора на лодку никаких проблем не вызывает. Их можно устанавливать даже на самые простые надувные лодки, применив навесной транец.

При наличии основного, бензинового двигателя, электромотор для рыбалки можно установить параллельно основному, или на носу лодки. Существуют так же модели моторов со специальным креплением на носу катера.

Выбор необходимой мощности двигателя.

Мощность лодочного электродвигателя обозначается не в привычных для двигателей внутреннего сгорания лошадиных силах, а в развиваемом мотором тяговом усилии. По традиции американских производителей лодочных электродвигателей, в характеристиках мотора «тяга» обозначается в фунтах. Упрощенно тягу можно проверить так — привязываем к лодочному фалу простейшие рычажные весы (безмен, кантор), а безмен к неподвижной опоре. Запускаем электромотор на полную мощность. Показываемые безменом «кг» и есть «тяговое усилие» данного мотора.

Иногда, в характеристиках лодочного электромотора указывают не «тяговое усилие», не совсем понятное для выбора мотора под конкретную лодку, а максимальный вес лодки, который данный мотор сможет осилить. С максимальным весом лодки все понятно. Берете вес лодки, плюсуете вес мотора и аккумулятора, плюсуете свой вес и вес всего перевозимого в лодке снаряжения и снастей, это и будет тот вес, по которому надо подбирать мощность мотора.

А вот, если в характеристиках электродвигателя указана только «тяга», в кг или в Lb (фунтах), то для подбора необходимой мощности можете воспользоваться табличкой (1 фунт = 0.454 кг).

Отметим, что такой подбор требуемой мощности двигателя является приблизительным. Реально требуемая мощность будет зависеть и от лодочных размеров и ее обводов, и от лодочного винта, и от развесовки груза в лодке, и от условий плавания. Всегда лучше брать мотор с некоторым запасом мощности.

Мощность двигателя и скорость движения.

Для лодочных электромоторов опять все не так, как у обычных бензиновых двигателей. Электромоторы позволяют двигаться только в водоизмещающем режиме без выхода на глиссирование. Поэтому, значительное увеличение мощности электромотора, а соответственно и средств на его приобретение, увеличивает скорость лодки незначительно. Средняя скорость лодки под электромотором, на полной его мощности, составит порядка 5-8 км/час. Увеличение же мощности мотора в 1,5 раза, увеличит скорость передвижения всего на 1-3 км/час. И еще раз напоминаем, что лодочный электромотор не является «маршевым» двигателем и у него совсем другие задачи.

Скорость, время, расстояние.

Приведем данные измеренных скоростей на пластиковой лодке длиной 3,3 м с одним рыбаком и поклажей на борту при использовании двигателя минимальной мощности Minn Kota Endura 30. Время движения до полной разрядки аккумулятора несложно рассчитать, разделив его емкость на потребляемый двигателем ток. Напомним, что обычно приводится максимально потребляемый ток на максимальной передаче. При движении на более низких передачах значительно снижается и потребляемая сила тока.

В таблице добавлены расчетное время движения на различных передачах и максимально пройденное расстояние при использовании аккумулятора емкостью 75 А/ч до полной его разрядки. Обычно, полной зарядки тягового аккумулятора  емкостью 80-90 А/ч вполне хватает на   два дня полноценной рыбалки.

Источник: Журнал «СУНДУК Рыбака-Охотника»

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *